Развитие туризма в Экономическом коридоре Алматы-Бишкек

Экономический коридор Алматы-Бишкек (ЭКАБ) обладает исключительным наследием и богатством культуры и природы. Это сочетание ведет к высокому потенциалу для развития туризма, который в значительной степени не используется. Горный массив между Алматы и озером Иссык-Куль имеет большой потенциал для привлечения иностранных туристов. Развитие этого горного региона может стимулировать инвестиции в зимние виды спорта, такие как горнолыжные курорты, в Казахстане и Кыргызской Республике. Создание связей между зимними спортивными объектами с возможностями летнего туризма вокруг озера Иссык-Куль может снизить сезонность и инвестиционные риски за счет создания привлекательных условий для круглогодичных туристических потоков. Данный Генеральный план развития туризма ЭКАБ был разработан с целью охвата этих преимуществ.

Этот Генеральный план по туризму направлен на структурирование развития международного конкурентоспособного туристического региона в рамках ЭКАБ. Он описывает общие рамки для развития и функционирования общей туристической зоны ЭКАБ, включая: (i) видение и концептуальные рамки туристической зоны, которые оптимизируют имеющиеся ресурсы (природные, человеческие, технологические, финансовые и нематериальные); (ii) право собственности и организацию общего пространства; и (iii) план развития землепользования и распределения туристической деятельности, а также жесткой и мягкой инфраструктуры с учетом социальных и экологических защитных мер.

На основе прогнозов спроса на высоком уровне, с использованием различных сценариев реализации проектов, в Генеральном плане определяются наиболее важные инвестиционные проекты и сметные операционные расходы для осуществления необходимых инвестиций и определения их приоритетности, как для предоставления государственных услуг, так и для частного сектора. В Генеральном плане проводится различие между различными типами инвестиций, которые зависят от реформ или могут быть реализованы в существующих рамках, и по источникам финансирования с использованием средств государственного или частного секторов, или их сочетания посредством государственно-частного партнерства (ГЧП).

На Рисунке 1 показана карта проектной зоны и ее элементы региональной связанности, а также изображена предлагаемая концепция развития туризма для региона, основанная на следующих осях:

  • соединяя северную и южную ветви Шелкового пути с двумя объездными дорогами, пересекающими регион, что делает эту систему ключевым интегрирующим элементом различных предлагаемых кластеров (Рисунок 5 и Рисунок 6) развития туризма;
  • ключевые существующие активы: города Алматы и Бишкек для делового туризма и Иссык-Куль для пляжного туризма сегодня представляют основную мотивацию для прибытия иностранных и внутренних туристов. Эти активы должны быть улучшены для использования в других сегментах (лыжный, природный/«спокойный приключенческий, культурный туризм), чтобы увеличить количество ночей, проводимых в регионе существующими посетителями, и, помимо этого, чтобы развивать новые рынки с другими основными мотивами для посещения, в частности, чтобы посетить город в рамках тура выходного дня и остановиться на ночь с целью расширения базы посетителей; и
  • для реализации этой концепции необходимо: (i) создать воздушный хаб в Алматы; (ii) сделать города Алматы и Бишкек очень привлекательными для посетителей, приезжающих в рамках тура выходного дня, с дополнительными характеристиками шоппинга, сократить время в пути между аэропортом и Иссык-Кулем и Бишкеком, (ii) внедрить реструктурированную институциональную базу, дополненную реформами, чтобы учесть возможности менеджмента в рамках ГЧП.

Наконец, для реализации Генерального плана, в нем рекомендуются различные реформы для усиления институционального потенциала соответствующих государственных туристических учреждений. Адекватные правовые и институциональные рамки должны предусматривать всеобъемлющие мандаты для пространственного развития идентифицированного кластера и регулятивные полномочия Регулирующего института по развитию туризма (РИРТ), который в каждой стране несет ответственность за реализацию политики в области туризма и регулирование сектора. Непосредственные следующие шаги для обоих правительств включают:

  • определить уровни обязательств, которые они готовы взять на себя в отношении политики и реформ для реализации Генерального плана с точки зрения обеспечения ресурсов и финансирования;
  • отобрать проекты и пакет реформ, описанные в разделе 6.3 настоящего Генерального плана;
  • выбрать сильного партнера по развитию для оказания поддержки всему процессу: i) помогать структурировать сделки по ГЧП, предоставлять консультации правительствам при разработке концессий и обеспечить связь с авторитетными международными игроками в этой области, которые могут реализовывать, осуществлять работу и продвигать на рынке масштабные проекты туристической инфраструктуры; ii) оказывать поддержку в оценке рисков и условных обязательств, возникающих в результате развития таких знаковых проектов, выступая в качестве честного брокера; iii) оказывать поддержку реализации необходимых реформ; и) оказывать поддержку при разработке и финансировании государственных и частных инвестиций.
  • взять на себя обязательства по осуществлению трансформирующих туристических проектов и начать подготовку предварительных технико-экономических обоснований для определенных пакетов проектов.

Данный Генеральный план предлагает четыре различных вида кластеров. На Рисунке 6 показана схема предложения туристических кластеров, включающая: два городских кластера (Алматы и Бишкек), два пригородных кластера, каждый вокруг своего соответствующего городского кластера; три кластера природных территорий (Сон-Куль, Балыкчи-Каракол и Колсай-Чарын/Чунджа); два курортных кластера (Тамчы и Чолпон-Ата) и три лыжных кластера (Алматы/Тургень, Бишкек и Каракол).

Навыки для отчета по туризму

Экономический коридор Алматы-Бишкек является одним из самых быстрорастущих туристических регионов в мире. Но регион страдает от нехватки квалифицированной рабочей силы для перехода на высококачественные туристические продукты, которые привлекли бы больше посетителей в регион. Два города проводят совместную работу, чтобы определить проекты сотрудничества для устранения этого пробела в навыках.

В отчете ЭКАБ «Улучшение образования, навыков и занятости в туризме» измеряется пробел в навыках среди работников туристической индустрии и связанные с этим альтернативные издержки вдоль экономического коридора Алматы – Бишкек в Центральной Азии. Анализ пробелов в области навыков выявляет ежегодную нехватку около 8 500 подготовленных специалистов в туристической индустрии в регионе, что влечет за собой вмененные издержки в размере более 30 миллионов долларов в год. Экономический коридор Алматы-Бишкек обладает исключительным наследием и богатством культуры и природы. Это сочетание приводит к созданию большого потенциала для развития туризма, который в значительной степени не используется.

Tourism Development in the Almaty-Bishkek Economic Corridor

The Almaty–Bishkek Economic Corridor (ABEC) has exceptional heritage and a wealth of culture and nature. This combination results in a high potential for tourism development, which is largely untapped. The mountain range between Almaty and Lake Issyk-Kul has great capacity to attract international tourists. Developing this mountain region can spur connected winter sport investments such as ski resorts in Kazakhstan and the Kyrgyz Republic. Linking winter sport facilities with summer tourism opportunities around lake Issyk-Kul can reduce seasonality and investment risks by establishing attractive conditions for all-year tourism flows. This ABEC tourism master plan was developed to capture these benefits.

This master plan aims to structure the development of an internationally competitive tourism region within ABEC. It describes the overall framework for the development and operation of the ABEC common tourism area, including (i) a vision and conceptual framework for the area, which optimizes the available resources (natural, human, technological, financial, and immaterial); (ii) the ownership and organization of the common area; and (iii) the development plan for land use and allocation of tourism activities, as well as hard and soft infrastructure, considering social and environmental safeguards.

Based on high-level demand projections, using various scenarios of project implementation, the master plan identifies the most important investment projects and estimated operating costs that will require prioritization and the necessary investments from both the public and private sectors. The master plan distinguishes between different types of investments that are reform dependent or can be implemented within the existing frameworks, and the source of financing using public or private funds or a combination of both through public–private partnerships (PPPs).

The project area map and its regional connectivity elements are shown in Figure 1 depicting the proposed tourism development concept for the region, which is based on the following axis:

  • Connecting the north and south branches of the Silk Road with two bypasses crossing the region, making this system the key integrating element of the various proposed clusters (Figure 5 and Figure 6) of tourism development.
  • The vital existing assets of Almaty City and Bishkek for business tourism and Issyk-Kul for sun and beach represent the primary motivation of foreign and domestic arrivals today. These assets should be enhanced and used to leverage other segments (ski, nature and soft adventure, cultural) in order to increase the number of nights spent in the region by current visitors, and to additionally develop new markets with other primary visitor motivations (particularly city-break and stop-overs) to enlarge the visitor base.
  • To implement this concept, it is necessary to (i) develop an air hub in Almaty; (ii) make the cities of Almaty and Bishkek highly attractive for city break visitors by promoting shopping as a complementary feature, (iii) reduce the travel time between the airport and Issyk-Kul and Bishkek, and (iv) implement a restructured institutional framework accompanied by reforms to accommodate PPP management.

Finally, this master plan recommends various reforms for strengthening the relevant public tourism institutions. An adequate legal and institutional framework should entail comprehensive mandates for spatial development of the identified cluster and regulatory powers of the institutions responsible for tourism development (IRTD) in each country. The immediate next steps for both governments are

  • to define the levels of commitment they are willing make toward policies and reforms to realize the master plan in terms of resources and funding;
  • to select projects and reform package as outlined in Section 6.3 of this master plan;
  • to choose a strong development partner to (i) help structure the PPP deals, advising the governments in designing the concessions and dealing with reputable international players in the field that can implement, operate, and market large-scale tourism infrastructure projects; (ii) assess risks and contingent liabilities emanating from developing such landmark projects as an honest broker; (iii) support the implementation of necessary reforms; and (iv) manage the design and financing of project-related public and private investments; and
  • to commit to transformative tourism projects and start pre-feasibility studies for the identified packages.

This master plan proposes four different kinds of clusters. Figure 6 shows the layout of the tourism cluster proposal comprising two city clusters (Almaty and Bishkek), two suburban clusters, each situated around its respective city cluster; three clusters of natural areas (Song-Kul, Balykchy–Karakol, and Kolsay–Charyn/Chundja); two resort clusters (Tamchy and Cholpon Ata) and three ski clusters (Almaty/Turgen, Bishkek, and Karakol).

ABEC Skill for Tourism Report

The Almaty-Bishkek Economic Corridor is one of the fastest growing tourism regions in the world. But the region suffers from a lack of skilled labor to move into high-quality tourism products that would attract more visitors to the region. The two cities are working together to identify cooperation projects to address this skill gap.

The ABEC report “Improving Education, Skills, and Employment in Tourism” measures the skills gap among tourism industry workers and the resulting opportunity costs along the Almaty–Bishkek Economic Corridor in Central Asia. The skills gap analysis identifies an annual lack of about 8.500 trained professionals in the tourism industry along the region which is causing opportunity costs of more than $30 million per year. The Almaty–Bishkek Economic Corridor has an exceptional heritage and wealth of culture and nature. This combination results in a high potential for tourism development that is largely untapped.