В рамках Экономического коридора Алматы-Бишкек (ЭКАБ) Азиатский банк развития (АБР) оказывает поддержку правительствам Казахстана и Кыргызской Республики в их усилиях по обеспечению здоровой и чистой городской среды, начав реализацию пилотного проекта по установке приборов мониторинга для измерения качества воздуха в Бишкеке и Алматы. Приборы для измерения твердых частиц и диоксида азота помогут определить основные источники загрязнения, их влияние на население различных районов городов, предоставить информацию о мерах по смягчению последствий и оценить влияние загрязненного воздуха на здоровье, а также послужат в качестве базовой линии при разработке стратегий по улучшению качества воздуха.

Алматы и Бишкек являются основными экономическими центрами в Центральной Азии и находятся всего в 240 километрах друг от друга. Зимой в обоих городах наблюдаются высокие уровни смога и загрязнения воздуха, причиной которых являются угольные электростанции, автотранспортные средства и сжигание дров и угля, что вызывает серьезные проблемы со здоровьем и высокие уровня заболевания респираторными болезнями среди населения. Эта ситуация была удручающей на протяжении десятилетий, и городское население стало все больше осознавать пагубные последствия этой проблемы загрязнения для здоровья.

Например, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, загрязнение атмосферного воздуха является причиной около 400 преждевременных смертей в Бишкеке, а национальные расходы на здравоохранение составляют 1,4 миллиарда долларов в год. В Бишкеке загрязнение воздуха является причиной 29% всех случаев смерти и заболеваний от рака легких, 24% всех случаев смерти от инсульта и 43% всех случаев смерти и заболеваний от хронической обструктивной болезни легких.

ЭКАБ оказывает поддержку городам Бишкек и Алматы в их усилиях, направленных на улучшение качества воздуха. В качестве первого шага АБР профинансировал закупку 50 приборов для контроля качества воздуха в Бишкеке. АБР тесно сотрудничает с Агентством по гидрометеорологии при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (Кыргызгидромет), руководствуясь Меморандумом о взаимопонимании (МоВ), подписанным 10 сентября 2020 года. 50 приборов были установлены по всему Бишкеку в январе 2020.

Приборы включают солнечные панели, защитные корпуса для наружного использования и поддерживают сотовую связь для отправки фактических данных о качестве воздуха для отслеживания качества воздуха в режиме реального времени на веб-сайтах Кыргызгидромет и ЭКАБ.

АБР и Правительство Казахстана готовят аналогичный пилотный проект в городе Алматы. Публикация данных о качестве воздуха поможет повысить уровень информированности местного населения о причинах и воздействии качества воздуха на здоровье и послужит основой для разработки стратегий по улучшению качества воздуха.

АБР окажет поддержку мерам по смягчению последствий для обоих правительств, начиная с подготовки Планов действий по обеспечению чистого воздуха для Алматы и Бишкека. В рамках планов будут разработаны технологические решения, действия в области политики и инвестиционные предложения для управления качеством воздуха. Для Бишкека АБР предложил поддержать дальнейшую электрификацию городского транспорта, и собранные данные о качестве воздуха будут служить в качестве базовой линии для предлагаемого проекта.

Экономический коридор Алматы-Бишкек ставит цель объединить людей, бизнес-компании и идеи, чтобы сократить экономическое расстояние между двумя городами Алматы и Бишкек. Это означает сокращение времени в пути; создание единого конкурентного рынка медицинских, образовательных и туристических услуг; и объединение сельскохозяйственной продукции на оптовых рынках.

Видение экономического коридора заключается в том, что два города и прилегающие к ним регионы могут достичь гораздо большего вместе, чем любой из них может достичь по отдельности.

Деятельность в рамках ЭКАБ осуществляется под руководством Межправительственного совета, который возглавляют премьер-министры Кыргызской Республики и Казахстана. Совет создал Подкомитет ЭКАБ – регулярное официальное заседание двух национальных правительств, региональных правительств и представителей частного сектора, которое проходит под сопредседательством заместителя министра национальной экономики Казахстана и заместителя министра экономики и финансов Кыргызской Республики.

Under the framework of the Almaty-Bishkek Economic Corridor (ABEC), the Asian Development Bank (ADB) supports the governments of Kazakhstan and the Kyrgyz Republic in their efforts to provide a healthy and clean urban environment starting by piloting monitoring devices to measure air quality in Bishkek and Almaty. The devices measure particulate matter and Nitrogen dioxide will help identify the main sources of pollution, their impact on the population of different areas in the city, inform mitigation measures, and assess the health impact of the polluted air and serve as a baseline for air quality improvement strategies.

Almaty and Bishkek are main economic centers in Central Asia and only 240 kilometers apart from each other. During the winter, both cities are heavily trapped by deep smog and polluted air that comes from coal power plants, vehicles, and burning of wood and coal causing severe health problems and a high prevalence of respiratory diseases in the population. This situation has been dire for decades, and the urban population is increasingly aware of the detrimental health effects of this pollution problem.

For example, in Bishkek, the World Health Organization estimates that outdoor air pollution is causing approximately 400 premature deaths with national health-related costs amounting to $1.4 billion per year. In Bishkek, air pollution is causing: 29% of all deaths and disease from lung cancer, 24% of all deaths from stroke, and 43% of all deaths and disease from chronic obstructive pulmonary disease.

ABEC is supporting the cities of Bishkek and Almaty in their efforts to improve the air quality. As a first step, ADB financed 50 air quality devices for Bishkek. ADB is working closely with the Agency on Hydrometeorology under the Ministry of Emergency Situations of the Kyrgyz Republic (KyrgyzHydroMet), guided by a Memorandum of Understanding (MOU) signed on 10 September 2020. The 50 devices were deployed throughout the city of Bishkek in January 2020.

The devices include solar panels, environmental shields for outside use, and cellular connectivity to send live air quality data for real-time tracking of the air quality on the KyrgyzHydroMet and the ABEC websites. ADB and the Government of Kazakhstan are in preparation of a similar pilot project in the city Almaty. Publication of air quality data will help increase the awareness of the local population regarding the causes and health impacts of air quality and serve as the basis for air quality improvement strategies.

ADB will support mitigation measures of both governments starting with the preparation of Clean Air Action Plans for Almaty and Bishkek. The plans will develop technological solutions, policy actions, and investment proposals for air quality management. For Bishkek, ADB proposed to support the further electrification of urban transport and the collected air quality data will serve as a baseline for the proposed project.

The Almaty–Bishkek Economic Corridor (ABEC) is the pilot economic corridor under the Central Asia Regional Economic Cooperation (CAREC) program. ADB serves as the secretariat for the CAREC Program and ABEC Initiative. Implementing an economic corridor between Almaty, Bishkek, and the surrounding regions since 2014, ABEC seeks to connect people, businesses, and ideas to shorten economic distance between the two cities of Almaty and Bishkek. This means reducing travel times; creating one competitive market for health, education, and tourism services; and aggregate agricultural produce in wholesale markets.

The vision of the economic corridor is that the two cities and its surrounding regions can achieve far more together than either can achieve alone. ABEC is guided by the Intergovernmental Council, which is chaired by the two Prime Ministers of the Kyrgyz Republic and Kazakhstan. The Council created the ABEC Subcommittee, a regular official meeting of the two national governments, regional governments, and private sector representatives, which is co-chaired by the Kazakh vice-minister of National Economy and the Kyrgyz deputy minister of Economy and Finance.